Выберите раздел:

Проект итогового доклада «Разработка предложений по улучшению ситуации в области административного, налогового и таможенного регулирования сектора ИКТ (с упором на малый бизнес)»

Правительство Российской Федерации, учитывая опыт развитых и ряда развивающихся стран, долгое отсутствие осмысленной политики в области развития сферы информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и тот эффект, который может быть обеспечен ее развитием для конкурентоспособности страны и развития гражданского общества, задумалось о стимулировании развития данного сектора. Результатом повышенного внимания к этой проблеме стали разработанные и начатые к реализации федеральная целевая программы «Электронная Россия (2002 –2010 годы)» и федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды (2001-2005 годы)». Принятие указанных программ подтолкнуло региональные органы государственной власти на разработку аналогичных программ на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации. На уровне российского правительства есть понимание того, что такое положение вызвано объективными общеэкономическими причинами. Вместе с тем, недостаточное развитие ИКТ в России в немалой степени определяется и рядом факторов, создающих искусственные препятствия для ускорения информатизации, широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в государственном и негосударственном секторах экономики, развития отечественного сектора по производству ИКТ. Данные положения и были отражены в ФЦП «Электронная Россия».

Среди таких факторов нужно выделить следующие:

- Неадекватная складывающимся экономическим реалиям (неполная, устаревшая, избыточная) нормативно-правовая база регулирования применения и развития рынка ИКТ.

- Барьеры на пути вхождения российских предприятий ИКТ сектора на внутренний российский и мировой рынки, созданные излишней зарегулированностью экономической деятельности, причем в большей степени это относится к предприятиям малого бизнеса. Речь идет о наличии высоких транзакционных, временных и материальных ограничителей при прохождении административных процедур, с которыми предприниматель сталкивается как при входе на рынок (создании нового бизнеса), так и по мере развития своего бизнеса.

- Высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.

Осознавая необходимость снижения влияния названных и других факторов на развитие отечественного рынка ИКТ, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в настоящее время разработало Концепции дерегулированию и демонополизации сектора ИКТ (в некоторых вариантах она проходит как Концепция правового регулирования сектора ИКТ). В настоящий момент идет работа по ее обсуждению и реализации на государственном уровне.

Вполне естественно, что при разработке данного документа федеральные органы власти стремятся учитывать мнение бизнеса. Между тем диалог между бизнесом и федеральной властью по-прежнему продолжает строиться по схеме «власть - крупный бизнес », а схема взаимодействия «власть - ассоциации бизнеса» в сфере ИКТ только начинает реализовываться. При этом созданные ассоциации состоят преимущественно из крупнейших представителей IT-бизнеса, имеющих соответственно и наибольший «вес» среди членов. По большей части они заинтересованы в устранении, прежде всего, барьеров для своего бизнеса, а уж потом в устранении административных ограничений для сектора в целом . Об учете интересов малого бизнеса в данных условиях, в отсутствии сложившейся эффективной лоббистской структуры (структур) говорить затруднительно, и велика вероятность того, что указанная Концепция станет итогом влияния уже сложившегося, устойчивого и относительно крупного бизнеса в сфере ИКТ, а далее законодательство учитывать интересы ведущих компаний ИКТ-сектора.

Таким образом, последнее время в России стала складываться ситуация, когда ведущие компании в сфере ИКТ стараются лоббировать свои интересы по совершенствованию механизмов регулирования рынка с точки зрения улучшения условий собственного существования с выдавливанием с рынка мелких ИКТ-компаний. (то же время, по оценкам экспертов, существенная часть оборота сектора ИКТ до настоящего времени приходится на компании малого бизнеса).

Между тем, на наш взгляд, упор в Концепции должен делаться, прежде всего, на начинающий бизнес. Тем более что удельный вес малого бизнеса в секторе ИКТ, как сферы преимущественно торговли и интеллектуальных услуг, на порядки выше, чем в среднем чем в других секторах экономике. Именно на такой бизнес издержки выполнения административных процедур ложатся большим прессом, нежели на средний, а тем более крупный. Именно здесь нужны четкие и адекватные правила регулирования входа на рынок и развития бизнеса.

Сектор информационно-коммуникационных технологий - это и есть наиболее стратегически перспективный «инновационный котел» для малого бизнеса, из которого серьезных капиталовложений (данный бизнес не является материало- или капиталоемким) может вырастать «Майкрософт». Поскольку значительная часть сектора ИКТ не требует серьезных первоначальных капитальных вложений, кредитов, именно здесь малому бизнесу нужны благоприятные внешние (правовые, экономические) условия.

Таким образом, учет интересов малого бизнеса необходим при разработке новых методов нормативного регулирования, корректировке действующего законодательства.

В этом смысле для федеральных органов власти, в частности, Минэконом-развития России может представлять реальный интерес качественные и количественные разработки по административному регулированию малого бизнеса в секторе ИКТ, налогообложению малого бизнеса сектора ИКТ, таможенному регулированию сектора ИКТ (с упором на малый бизнес).

Однако изменение действующего законодательства с учетом интересов крупных компаний участников рынка, свидетельствуют о недостаточном внимании органов государственной власти к проблеме функционирования предприятий малого бизнеса. Кроме того, отсутствие ассоциаций, фондов, информационных площадок по озвучиванию и продвижению проблем малого предпринимательства в сфере ИКТ также отражается на принятии законодательных инициатив сугубо в интересах крупного бизнеса, что не будет в должной мере способствовать развитию предпринимательского климата в сфере ИКТ.

Таким образом взгляд на разработку и внедрение указанной Концепции с точки зрения проблем малого предпринимательства данной сферы показывает актуальность проведенного исследования.

Скачать документ


2003-й год



Оставить комментарий:

Имя  
E-mail  

Текст сообщения



Поиск:

  Запрос:  
  все слова   любое из слов   фраза целиком  

Искать за период:

Вернуться в раздел Исследования и аналитика
Выберите раздел:

© НИСИПП 2000-2004   Вход для авторов